На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе. Продолжение

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Очное знакомство с Индией окончательно утвердило Николая Константиновича в намерении организовать большое трансгималайское научно-художественное путешествие. Рерих замышлял пройти из Индии в Центральную Азию, достичь границ Советского Союза, побывать на Родине и, наконец, наладив в Москве связь для будущего культурного сотрудничества, снова вернуться в Индию для проведения камеральных работ по результатам экспедиции. Для воплощения этого плана, т. е. для проведения всех подготовительных мероприятий, Н.К.Рерих в сентябре 1924 года покинул Индию и вернулся на свою базу - в США.
В США сотрудники Музея Рериха действовали очень энергично и сумели добиться разрешения вести экспедицию под американским флагом. Тем не менее в официальных документах ни слова не говорилось о возможности посещения СССР. Здесь Николаю Константиновичу приходилось рассчитывать только на себя. В декабре 1924 года он посетил в Берлине полномочного представителя СССР в Германии Н.Н.Крестинского. Советский дипломат был осведомлен о деятельности Н.К.Рериха за рубежом и его отношении к СССР и соответственно со всей серьезностью подошел к беседе с художником.
Рассказав о своих планах и официальной стороне оформления экспедиции, Николай Константинович выразил готовность передать в распоряжение СССР все материалы, которые будут собраны, и, в свою очередь, просил содействия и защиты со стороны советских диппредставителей в Центральной Азии. Рерих изложил также Н.Н.Крестинскому свои наблюдения над политической ситуацией в Индии и Тибете, о проникновении в Тибет англичан и той агитации против СССР, которую они там проводили. Не скрыл Николай Константинович от Крестинского и свои убеждения, свои сокровенные мысли об идейных путях сближения народов СССР и буддийской Азии. Изложенная Рерихом концепция впоследствии дала основание Г.В.Чичерину, которому по просьбе Николая Константиновича и была вручена стенограмма этой беседы, назвать художника «полукоммунистом-полубуддистом».
К сожалению, визит Н.К.Рериха в советское полпредство в Берлине оказался в зоне внимания британской контрразведки, «опеку» которой художник ощутил еще в 1923 году на пути в Индию. Берлинское «пересечение» и повлекло за собой не только попытку британских официальных лиц поставить под негласный контроль Центрально-Азиатскую экспедицию, но и намерение ее уничтожить.
Центрально-Азиатская экспедиция стартовала из Дарджилинга 6 марта 1925 года и возвратилась туда же 28 мая 1928 года.
Это грандиозное научное предприятие первой трети XX века соответствовало по своему замыслу и осуществлению лучшим традициям российского полевого востоковедения, ставившего в качестве основной задачи комплексное изучение истории и природы глубинной Азии. Однако эта экспедиция имела и свою уникальную особенность: ее руководитель Н.К.Рерих задался целью воссоздать «живописную панораму земель и народов Внутренней Азии». Одним из важнейших достижений экспедиции являются 500 полотен, запечатлевших неповторимое своеобразие обследованных путешественниками мест. Другая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки с тем, чтобы подготовить основу для дальнейшей историко-археологической работы в этих малоизученных районах Азии. Круг поставленных перед путешественниками задач замыкал сбор этнографических сведений и полевого лингвистического материала, характеризующих древние культуры Центрально-Азиатского региона.
«За годы путешествия по Тянь-Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Восточной Монголии и высокогорному Тибету, - писал старший сын Николая Константиновича,- экспедиция открыла многочисленные могильники кочевников, относящиеся к периоду между I и VIII веками н.э., в надежде, что в недалеком будущем здесь будут проведены планомерные археологические раскопки. Во время пребывания экспедиции в Монголии и Тибете было собрано также большое количество тибетских и монгольских книг». К этому необходимо добавить коллекции мелкой пластики (тибетской буддийской бронзы) и центрально-азиатского изобразительного искусства, а также обширный естественнонаучный коллекционный материал.
Экспедиция не смогла бы оказаться столь успешной по своим результатам, если бы рядом с Николаем Константиновичем не было жены Елены Ивановны, разделившей с ним все трудности пути, и старшего сына Юрия Николаевича. Ю.Н.Рериху благодаря совершенному владению языками и диалектами Центральной Азии, глубокому знанию религиозно-философских традиций, тонкому воспитанию и умению вступать в доверительный контакт с местными жителями удавалось довольно легко устанавливать атмосферу открытости и искренней заинтересованности в ходе бесед как с высокообразованным буддийским монахом, так и со скотоводом-кочевником. Азия, умевшая хранить свои сокровенные тайны, охотно доверяла эти тайны Рерихам, чуждым поверхностному любопытству и настойчивым в познании. Их интерес к религиозным учениям Центральной Азии, к уяснению основополагающих традиций жизни и деятельности коренного населения был вознагражден полученными результатами.
Однако Николай Константинович и его семья столкнулись не только с обычными тяготами высокогорной экспедиции. Британская спецслужба, не имея законного права чинить препятствия путешественникам, идущим под американским флагом, хотела сорвать планы Рериха косвенным путем. Уже с первых шагов экспедиции, во время ее пребывания в Кашмире, на караван совершается нападение вооруженных провокаторов. Николаю Константиновичу в течение шести часов пришлось «пробыть с поднятым револьвером». Его надежды, что преследования прекратятся за пределами официальной сферы влияния английских колониальных властей, не оправдались. По наущению англичан члены экспедиции подверглись аресту и были обезоружены китайскими властями Хотана. Три месяца потребовалось советскому консулу в Кашгаре, чтобы добиться освобождения путешественников и разрешения для них продолжить путь.
Когда же после посещения в 1926 году Москвы, Советского Алтая и Бурятии экспедиция возвращалась через Тибетское нагорье в Индию, в двух переходах от Нагчу караван был задержан воинскими подразделениями, подчиненными Лхасе. Это было начало трагедии. Экспедиция, не приспособленная к условиям длительной зимней стоянки, была вынуждена провести пять месяцев в условиях суровой тибетской зимы, когда температура воздуха опускалась до -55° С. Пять человек из состава экспедиции умерли; Николай Константинович и его помощники, не имея разрешения продать животных, не могли избежать мучительного созерцания медленной гибели лошадей и верблюдов от голода и стужи. Все попытки подать сигнал бедствия пресекались в неизвестных инстанциях, и Рерих не знал даже, что мировую общественность облетело сообщение, что его экспедиция якобы пропала без вести.
И все-таки в марте 1928 года Николай Константинович вывел остатки своего каравана из тибетской западни и кружным путем вернулся к концу весны в Дарджилинг. Здесь уже подтвердилась догадка Рериха, что экспедиция была блокирована правительством Лхассы по прямому требованию англичан, пытавшихся не допустить ее возвращения в Индию хотя бы даже ценою жизни всех ее участников.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100