На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Оксема Петрова о Николае Рерихе. На вершинах

  
   

Статья Островского

Статья Маковского, часть 1
Статья Маковского, часть 2
Статья Маковского, часть 3
Статья Маковского, часть 4

В поисках Шамбалы, 1
В поисках Шамбалы, 2
В поисках Шамбалы, 3
В поисках Шамбалы, 4

О.Петрова о Рерихе, часть 1
О.Петрова о Рерихе, часть 2
О.Петрова о Рерихе, часть 3
О.Петрова о Рерихе, часть 4
О.Петрова о Рерихе, часть 5
О.Петрова о Рерихе, часть 6
О.Петрова о Рерихе, часть 7
О.Петрова о Рерихе, часть 8
О.Петрова о Рерихе, часть 9
О.Петрова о Рерихе, част 10

"Зажигайте сердца!"

Беликов о Рерихе

Князева о Рерихе

Рерих в Петербурге

   


Неудача поисков пути в Индию через метрополию привела Николая Константиновича в США - ведь именно из этого государства начала в свое время путь в Индию и Е.П.Блаватская. Николай Константинович в течение годичного пребывания в США развернул довольно энергичную работу: в Нью-Йорке открылся музей Рериха, обладавший функциями международного образовательного центра; возникло также и несколько обществ, действовавших под его эгидой. Изучение индийской традиционной культуры стало одним из важнейших направлений в работе этих организаций. Данное обстоятельство и сыграло решающую роль в осуществлении первой поездки Рериха в Индию в 1923-1924 годы.
Кроме организационных вопросов подготовки к путешествию перед Рерихом стояла проблема пополнения академических знаний о традиционной культуре Индии, ее религиозно-философских учениях, об искусстве Индии и Тибета. Николай Константинович очень внимательно следил за развитием востоковедения на Родине. В его личных записях часто встречаются имена таких крупных российских ученых-востоковедов, как С.С.Ольденбург, Ф.И.Щербатской, О.О.Розенберг, Б.Я.Владимирцов. Необходимо отметить, что российское востоковедение и, в особенности буддология первой трети XX века, занимало ведущее место в мировой ориенталистике.
Николай Константинович, лично знавший многих русских ученых и путешественников, довольно хорошо представлял себе задачи полевого, экспедиционного востоковедения, необходимость его соединения с теоретической работой. Именно в расчете на то, чтобы иметь рядом с собой высококвалифицированного в теоретическом отношении коллегу, Рерих и планировал востоковедное образование своего старшего сына Юрия Николаевича. В этом особенно ярко проявилась очень рано сформировавшаяся цельность в замыслах Рериха. Востоковедная подготовка его старшего сына началась еще в Петербурге, в гимназический период у А.Руднева и Б.Тураева. Затем, уже в Лондоне, Юрий Николаевич продолжил свое образование на индо-иранском отделении Школы восточных языков, а в Гарвардском университете (США) и Сорбонне (Франция) сын Рериха завершил совершенствование востоковедных знаний.
Таким образом, в 1923 году рядом с Н.К.Рерихом находился глубоко и всесторонне эрудированный молодой коллега, готовый поддержать его во всех начинаниях.
Первая поездка в Индию заняла сравнительно небольшое время - десять месяцев, девять из которых Рерихи провели в Сиккиме, небольшом княжестве на южном склоне Восточных Гималаев. Примечателен маршрут, которым проследовал Николай Константинович с семьей: Бомбей - остров Элефанта - Джайпур - Дели - Агра - Сарнатх (с его древнейшими буддийскими памятниками) - Бенарес - Калькутта - Дарджилинг, а затем уже Сикким. Первичное ознакомление с достопримечательностями этих мест происходило в относительной поспешности. Н.К.Рериха привлекали не долины Индии и даже не культура ее крупных городов, а северные горные области, граничащие с Тибетом. Свое внимание Николай Константинович, как это видно из его переписки тех лет, мотивировал глубокой приверженностью задаче изучения буддизма. Буддизм интересовал семью Рерихов как в форме письменных и материальных памятников, так и в форме живой современной религии, характерной для Тибета и приграничных районов Индии.
Стремление Рериха в Индо-Тибетский регион вполне совпадало с его стратегической жизненной задачей - способствовать развитию контактов между народами Востока и СССР. В свете этого особое внимание к буддизму объяснялось, в частности, тем что на территории СССР - в Советской Бурятии и Калмыкии - функционировала живая буддийская религия, причем с конфессиональным подчинением Тибету. Именно поэтому первая конкретная цель Николая Константиновича сводилась к установлению личных связей в среде зарубежных, прежде всего тибетских, буддистов.
Приезд Рерихов в Сикким совпал с необычной для традиционного буддийского мира конфликтной ситуацией. Второе после Далай-ламы лицо в буддийской духовной иерархии Панчен открыто выразил свою оппозиционность Лхассе - центру, диктовавшему религиозную политику Тибета и практически регламентировавшему экономическую жизнь буддийской общины. Панчен, согласно распространившимся версиям, скрылся в Сиккиме у своих сторонников или ушел в Китай. Обстановка в Индо-Тибетском регионе обострилась.
Николай Константинович отрицательно относился к официальной буддийской верхушке в Лхассе. Далай-лама и его окружение, как подчеркивал Н.К.Рерих, последовательно проводят антинародную политику и тем самым способствуют разрушению подлинно буддийских ценностей. Именно поэтому внимание Николая
Константиновича и привлек мятежный Панчен, выступивший против экономической политики Далай-ламы, которая имела разорительные последствия для рядового населения Тибета.
Н.К.Рерих сумел тактично воспользоваться обнаружившимся в среде буддийского руководства противоречием, чтобы установить контакт с Панченом и его сторонниками, он даже вступил с Панченом в личную переписку. Этот факт говорит о многом: Н.К.Рериху было известно место пребывания Панчена, чего не знал сам Далай-лама, у Н.К.Рериха возникли доверительные связи в сообществе, закрытом, как правило, для европейца. Таким образом, уже в ходе первой поездки в Индию Николай Константинович заложил основу успеха своей будущей деятельности на Востоке.
Н.К.Рерих никогда не оглашал имена своих влиятельных друзей из буддийского мира. Но дело здесь не только в свойственной Николаю Константиновичу скромности. Имя в традиционной Индии, где возник и откуда распространился буддизм, не значило так много, как в Европе. На первом месте в индийской культуре стоял идеал святости, духовного освобождения - через преодоление низменно эгоистических рамок личности. В мире буддийских ценностей родовое имя рассматривалось не более, как условность, а имя монашеское говорило о степени продвинутости на пути к просветлению. Соблюдая эту традиционную анонимность, Николай Константинович называет своих друзей обобщенно - Махатмы.
Что же искал Н.К.Рерих в общении с теми, кого именовал Махатмами? Николай Константинович видел в буддизме-религии без бога, без души и без свободы воли - воплощенный идеал «научной религии». Его привлекали в сочинениях классических буддийских теоретиков учения о всеобщей причинно-следственной связи явлений (включая психическую жизнь человека), о времени и пространстве, о сознании и путях его преобразования. Но более всего Николай Константинович интересовался социальными установками буддизма, утверждением равных духовных возможностей людей вне зависимости от их общественного положения.
В идеальной буддийской общине Рерих усматривал параллель проекту того общества, которое строилось в СССР.

 далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа

"Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени другого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он". (Валентина Князева)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100