Рерих немало бродил по святым местам Родины, и чем больше он путешествовал, тем отчетливее виделись ему контрасты прекрасного прошлого и оскудения современной России. Разрушались памятники национальной архитектуры, приходили в упадок, исчезали народные промыслы, уничтожались русские иконы, самобытность и историческая определенность которых не выносила грубого реставрационного поновления.
Самоуверенное невежество и холодное ремесленничество легко проникали в реставрационное дело, научные принципы которого начали складываться в XX веке.
Научная строгость и художественное вдохновение не всегда владели умом и душой реставратора.
восстанавливаемого памятника, было названо Рерихом «тихим погромом». Николая Константиновича глубоко возмущали «погромы», которым подверглись Мирожский монастырь во Пскове, ярославский храм Николы Мокрого, новгородская церковь Спаса на Нередице.
Ремесленническое поновление, далекое от понимания стиля эпохи восстанавливаемого памятника, было названо Рерихом «тихим погромом».
Николая Константиновича глубоко возмущали «погромы», которым подверглись Мирожский монастырь во Пскове, ярославский храм Николы Мокрого, новгородская церковь Спаса на Нередице.