На главную    

   Биография

   Живопись

   Хронология    

   Фото архив    

   В поисках    
   Шамбалы    

   "Зажигайте    
   сердца ♥ ♥"   

   Сердце Азии    

   Рерих в    
   Петербурге    

   Статьи о
   Рерихе    

   Статьи
   Рериха    

   Беликов    

   Князева    

   Гостевая

   Музеи

   Ссылки


Николай Рерих
   Николай Рерих
   1939 год




   

Книга большого пути. Николай Тихонов о творчестве Рериха

  
   

Зажигайте сердца!

Вступление
Книга большого пути
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая

   


Он искатель нового человека. Он видел, что надо об Индии, о народах Востока говорить со всем знанием того, что уже принесено человечеству народами Азии, отыскать их тайны, погребенные под грудами ложных знаний о них, привнесенных западными учеными, не искавшими правды. А между тем воскресение этой правды дало бы мировой науке восстановление исторического существования народов Азии в новых научных открытиях, важных для истории всего человечества.
И Рерих работал над темой славяно-индийской дружбы, как над одной из самых главных тем истории мировой культуры.
И прав был Рабиндранат Тагор, прекрасно понимавший, какому делу служит Рерих, и писавший ему в своем последнем письме: «Проблема мира (а это писалось в 1937 году, когда в Европе уже неистовствовал фашизм) сегодня является наиболее серьезной заботой человечества, и наши усилия кажутся такими незначительными и тщетными перед натиском нового варварства, которое бушует на Западе с все возрастающей яростью».
И тут надо вспомнить, что говорил в свое время Рерих о народных движениях, вернее, об их конечной сути: «Среди народных движений первое место займет переоценка труда, венцом которого является широко понятое творчество и знание. Отсюда ясно, что в поколениях народа первое место займут искусство и наука».
Вот почему, когда в перерыве своего большого путешествия Рерих явился в Москву, где у него состоялось свидание с наркомом Чичериным и наркомом Луначарским, он привез с собой совершенно особые дары. Он привез ларец со священной для индийцев гималайской землей и послание махатм, то есть мудрецов Индии к советскому народу. Это настолько удивительный документ, что стоит привести его целиком:
«На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения новых домов Общего Блага. Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, так же мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии!»

Николай Константинович Рерих с юных лет был страстным патриотом родной страны. И в его творчестве русского национального художника, в его картинах и научных исследованиях жило глубокое чувство судеб родной страны, ее связь с древними культурами Востока, ее дружелюбие, стремление к дружбе со всем мирным человечеством.
Еще в 1936 году он написал в Кулу статью, озаглавив ее «Оборона». В ней он писал: «Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно - в защиту Родины приносятся опыт и познания». И дальше там было сказано: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять».
И в трудные годы Великой Отечественной войны Рерих и вся его семья, отрезанные расстояниями от остального мира, живущие у любимых гималайских высот, в уединенном Кулу, неотрывно следят за ходом развертывающихся событий. Юрий Рерих, первый сын Рериха, большой ученый, востоковед, посылает телеграммы, желая вступить добровольцем в Красную Армию, но из Индии не вырваться. Даже письма и телеграммы приходят плохо, с перерывами. Николай Константинович записывает в «Записных листах» 21 февраля 1943 года: «До чего хочется сделать что-то на пользу русского воинства, русского Красного Креста, русского народа...» Рерих и его семья переводят советскому Красному Кресту сотни фунтов стерлингов и десятки тысяч рупий. Издательство в Аллахабаде выпускает двенадцатый том его литературных работ. Все издание Рерих передает в дар Советскому Красному Кресту.
В самые тяжелые дни, когда на фронте шел бесконечный бой и будущее было закрыто тучами, Рерих не сомневался в исходе этой небывалой битвы. Он твердо верил в победу Советского Союза, в его мощь и силу. Он жадно слушал радио, писал статьи в газеты, наполненные верой в победу, подчеркивал, что во время войны празднуется, например, столетие со дня рождения Римского-Корсакова, видя в этом уверенность и величие народа, «истинный путь его восхождения». И когда пришли победные вести, потрясшие мир, он, радуясь им, написал в дневнике: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит! Ленинград устоит! Сталинград устоит! Вот и устояли. На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, слава, слава!»
Особенно его поражает великое мужество советских людей. Героический приказ: «Огонь - на меня!» - вызывает у него огромное волнение. «Молодое поколение должно запомнить, как славно отдавали жизнь за Родину русские воины». «Сокращение фронта», - кричат немцы. Они разбиты достойными советскими генералами, потерпели полное поражение, бегут, бросают оружие...»
«Русский воин зычно на весь мир кликнул: «Огонь - на меня!» Принял герой все стрелы в свой щит, в свое сердце! И спас Родину. Какая славная былина: «Огонь - на меня».
И когда пришла окончательная победа. Рерих писал: «В дальних Гималаях радуемся. Приветы шлем. В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов... Мечтается, что преграды должны исчезнуть. Новое прекрасное трудовое действо откроет врата народных достижений. Культурная связь воздвигнет сотрудничество народов. Обмен искусства породит новых друзей, даст содружество, отепляющее сердца. Старая пословица напоминает: «Взаимность - душа договоров». Всемирная душа великого гуманиста раскрывается здесь с новой силой. Он счастлив, что победили добрые силы, победили тьму, готовившуюся овладеть миром, убить свободное развитие человечества.

  далее...


 Циклы творчества:   Древо преблагое   Страж пустыни   Розовые горы   Меч Гэсера   Печоры   Знаки Христа


  Рекомендуем посетить сайты:

  » 

"Рерих использовал легенду в своем творчестве, как Мусоргский использовал народную песню. Когда творчество воплощает чувства человечества, в нем выражаются интересы всего мира". (Гамильтон Истерфилд)

www.roerih.ru, Николай Константинович Рерих, 1874-1947
Русский художник, философ, путешественник. E-mail - niko(a)roerih.ru


Rambler's Top100